Праздничный костюм женщины-мокшанки

Начало ХХ в. Северо-западная группа.

Темниковский район.


Основу праздничного костюма мокшанки составляют холщовые рубахи, богото украшенные вышивкой. Многочисленные нагрудные украшения, головной убор панга, поясные подвески карысонь пайгонят, сапоги со сборами гармонично дополняют праздничный комплекс наряда. По силуэту костюм мордвы-мокши северо-западной группы отличается монолитностью, при этом выразительно подчёркиваются черты женской фигуры. Это достигается за счёт особого способа надевания самой нарядной верхней рубахи - ожа ки панар. Её подтягивали до колен, подвязывали поясом, сзади на пояснице рубаху закладывали в мелкие складки шириной в два сантиметра, а спереди делали большой напуск. В некоторых случаях эти складки зашивали, чтобы они не распадались при движении.


На праздник женщины надевали несколько нарядно вышитых рубах. Верхняя рубаха ожа ки - шедевр вышивального искусства. Богато расшитая набором и росписью чёрными, тёмно-синими и красными нитями, домотканая рубаха, превращалась удивительное по красоте одеяние. Для придания одежде праздничного сияния использовались блёстки, которыми украшали вышитые розетки. Главной, определяющей название рубахи, вышивка и была широкая дорожка вдоль рукава - ожа ки "дорога рукава".


Как отделки рубахи мокшанки приступали до того, как она была сшита. Вышитые полотна сшивались в определенной последовательности: вначале стан рубахи, затем рукава. Глубокий нагрудный вырез рубахи складывали застёжкой сюлгам. К фибуле прикреплены ряды бисера, бус и стекляруса, которые чередуются с цепочками, медными пуговками. Завершается сюлгам шумящими подвесками - колокольчиками, жетонами на длинных витых цепочках. Излюбленные в моршанском костюме ожерелья отличались разнообразием. Особо почитались у мокшан северо-западной группы широкие круглые оплечья-воротники - цифкс, тифкс. Выполненное из стекляруса с использованием медных цепочек и жетонов украшение гармонично дополняло общий комплекс наряда.


Традиционный женский головной убор трапециевидной формы с лопастью - панга. Надевали непосредственно на скрученные в два узла волосы. В XIX в. его носили и молодые и пожилые женщины. Отличие заключалось в том, что вышивка у старших женщин была более скромной, в декоре не использовались блёстки и галун. Молодые на лоб показывали налобник - конявкс, расшитый бусами, монетами и пуговицами.


В качестве праздничной обуви носили сапоги со сборами - сермоф мархта кямот из телячьей кожи. На широкий каблук сапога прибивали медные подковки, верх голенища часто обшивали красным софьяном, украшали узорной строчкой и медными бляшками. Вплоть до середины XX в. в мокшанских сёлах сапожники занимались изготовлением кожаных сапог со сборами. Сними надевали полосатые наколенники, связанный из чёрной и белой шерсти - цюлка почкт. Их длина колебалась от десяти до двадцати сантиметров.


Образно-пластическое решение костюма подчёркивает и раскрывает главные достоинства женщины - здоровье, силу, выносливость. Именно эти качества в народной среде считались самыми важными. Полный комплекс одеяния мокшанки привлекает внимание особым звучанием, ярким колоритом, удивляет сложным исполнением и восхищается самобытными чертами.

Made on
Tilda