Сапоги женские

"сёрмоф мархта кямот"

Для мордвы не характерна традиционная обувь из кожи. Исключение составляют женские кожаные сапоги со сборами на голенище «сёрмоф мархта кямот». К концу XIX в. они получили широкое распространение в качестве праздничной обуви (особенно у мокшанок). Сапоги со сборами шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Верх голенища часто обшивали красным сафьяном, а ниже шли узорные строчки и медные бляшки, расположенные узором.


Сапоги имели массивный задник – «сирень кочкярьгат» («медная пятка»), получивший название от вбитых в него гвоздей с большими медными шляпками. На широкий каблук сапога прибивали медные подковки. Девушки-мордовки, которые пляшут в сапогах, постукивая подковками, упоминаются во многих мордовских песнях.


В зависимости от места бытования, декоративная отделка сапог различалась. Одни сапоги имели сборы в только чуть выше щиколотки, на других сборы шли до самого верха голенища.


Искусство шитья сапог со сборами передавалось мастерами от отца к сыну. Мастера закупали дубленую кожу, либо выделывали ее сами. Каждая деталь сапога выкраивалась из определенной ее части: подошва – из хребтины, внутренняя стелька – из кожи подбрюшья, на каблук шли обрезки. Некоторые мастера владели искусством «вытягивания» сапога из цельного куска кожи. Это тяжелейший труд, поэтому не случайно они получали почетное прозвище «вытягал».


Сборы на голенище закладывали следующим образом: изнанку проклеивали мешковиной и при помощи плоскогубцев делали «гармошку». После этого голенище сшивали с носком сапога. Мастера-сапожники чутко следили за изменениями в городской моде и привносили их в сельскую местность. Когда появилась мода на сапоги «со скрипом», они стали вкладывать между стелькой и подошвой бересту. Когда скрип вышел из моды, для его предотвращения в то же место сапога вставляли кусочек сукна.


В 1920 – 30 гг. такие мастера имелись почти в каждом районе Мордовии. До 1960-х гг. некоторые сапожники еще брали заказы на пошив «мордовских сапог». В Лесном Цибаево девушки обували их с традиционным костюмом, собираясь на праздники. Сапоги стали обязательной принадлежностью сценического мордовского костюма мокшанских фольклорный ансамблей.


Поистине дорогой экспонат в коллекции ЭтноДома мордовской культуры. Такие сапоги раньше были роскошью. Надевали их только по большим праздникам: на Пасху, Рождество или на свадьбу. Считалось: чем больше складок на голенище, тем их обладательница богаче. На этих сапогах 25 складок.

Made on
Tilda